Знания
Стат знаний немного отличается от остальных. Для областей знаний, которыми владеет персонаж, будет отдельное количество очков для распределения, которое будет зависеть от возраста. Проверки знания в важных сюжетных сценах могут быть автоматически успешными. Причина этого в том, что в детективных играх сюжет должен двигаться вперед: возможны такие ситуации, когда игроки кидают кубики очень неудачно и в результате не находят никаких улик, что стопорит сюжет. В таком случае успешные проверки знаний будут добавлять дополнительные факты и более мелкие улики. Кроме того, бонус за знания может добавляться к проверкам наблюдательности: если персонаж знает, что искать и на что обращать внимание, ему проще это найти.
Сферы знаний:
Бухгалтерский учет и финансы. Персонаж понимает принципы ведения учета и разбирается в соответствующих документах: он может по документам отличить легальный бизнес от нелегального, восстанавливать финансовую историю по старым документам, находить признаки растраты, шантажа, взяточничества, прослеживать цепочки финансирования.
Археология и антропология. Персонаж разбирается в разных культурах, как современных, так и уже исчезнувших: он может опознать некоторые артефакты и ритуалы из других культур, выдвинуть предположения о незнакомых практиках по аналогии со знакомыми, определить возраст чего-либо по тому, как долго оно было в земле, опознать поддельные артефакты, хорошо ориентироваться в пещерах и подземельях, замечать погребения, скрытые двери и тайники.
Архитектура. Персонаж знает, как проектируются и строятся здания и разбирается в архитектурных стилях. Он может: экстраполировать план здания по той части, что ему известна, определить устойчивость конструкции и несущие конструкции, возраст здания, заметить модификации, предположить наличие секретных комнат по "пустым" местам в плане здания, построить небольшое устойчивое строение из подручных материалов.
Изобразительное искусство. Персонаж разбирается в техниках, стилях и направлениях изобразительного искусства и может нарисовать что-нибудь сам. Это поможет ему определить подделки, заметить ретушь или изменения, датировать объект по стилю и техникам, оценить стоимость картины, вспомнить детали биографии художников и богемной жизни разных периодов.
Астрономия. Персонаж, знакомый с астрономией, хорошо представляет расположение звезд и текущее расположение планет, может предсказывать регулярные астрономические события, довольно точно оценивать время по положению солнца, ориентироваться по звездам.
Покемонология. Персонаж-покемонолог может сказать, когда покемон ведет себя неестественно, определить вид по шерсти, крови, следам, костям и т.д., опознать болезнь или травму и то, насколько она серьезна, определить, является ли вид естественным для данной местности.
Ботаника. Специалист в ботанике может узнать вид растения, а также является ли оно местным, целебным или ядовитым, найти съедобные ягоды, определить возраст дерева, соотнести растительность с типом местности.
Бюрократия. Персонаж, хорошо знакомый с принципами работы бюрократических систем, знает, как надо разговаривать с чиновниками. Он может убедить чиновников предоставить нужную информацию, найти нужного человека, наладить нужные контакты и подкрепить их документами, найти нужные документы и много другое.
Химия. Знаток химии может определять разные субстанции, лекарства, яды, сплавы, порошки, жидкости, подбирать противоядия, создавать взрывчатку, яды, газы и кислоты из подручных материалов, сопоставлять образцы почв и веществ (например, с места преступления), анализировать состав чернил и бумаги. Как правило, все это возможно только при наличии лаборатории или специальных компонентов.
Полиция. Персонаж, знакомый с принципами работы полиции, владеет их специальным жаргоном, может выведывать у них особую информацию, знает, как полиция работает на местах преступления, может выпутаться при столкновении с полицией, выдать себя за коллегу и даже попросить о сотрудничестве.
Оккультизм. Знакомый с оккультными практиками персонаж может идентифицировать артефакты, гримуары и оккультные шифры, определять ритуалы по их результату или физическим компонентам, соотносить исторические факты и анекдоты с оккультными традициями, отличать работу опытных оккультистов от скучающих дилетантов, имитировать спиритический сеанс или гадание.
Криминалистика. Опытный криминалист хорошо ориентируется на местах преступления. Он может заметить спрятанные объекты, восстановить последовательность событий, работать с отпечатками пальцев, соотнести печатную продукцию с устройствами, на которых она была напечатана, сравнить образцы почерка, аккуратно собрать образцы, чтобы не загрязнить их.
Геология. Геолог - эксперт по камням, почве и минералам. Он может проанализировать образцы почвы и минералов, прикинуть возраст камней или эпоху слоя, датировать возраст окаменелостей, найти место, где грунтовые воды выходят на поверхность, определить вероятность землетрясений.
История. Историк умеет хорошо работать с источниками и документами. Он может расшифровывать туманные отсылки к историческим событиям, вспоминать важные и релевантные события в регионе в тот или иной период, анализировать рукописи и книги, чтобы определить время их создания и автора, датировать предметы, украшения и элементы одежды.
Лингвистика. Знаток языков может определять языки, улавливать общий смысл текста, если у него есть словарь, отмечать особенности произношения и стиля других людей, анализировать тексты. Кроме того, лингвист знает устройство кодов и принципы дешифровки. Он может придумать свой собственный шифр. Если у него есть время, словарь и компьютер, он может разобраться в неизвестном алфавите и сопоставить его с известными языками.
Медицина. Персонаж, хорошо разбирающийся в медицине, может диагностировать болезни и травмы, успешно оказывать первую помощь, принимать роды, определять причины травм и смерти, определять общий уровень здоровья, замечать анатомические аномалии, читать и понимать медицинские документы
Устные предания. Такой персонаж хорошо знает фольклор, городские легенды, сказки, предания и мемы. Он может соотнести исторические события с фамильными преданиями и более поздними легендами, проследить пути трансформации историй и их распространение.
Дикая природа. Персонаж имеет опыт жизни и работы в дикой природе. Он может определить, странно ли ведет себя покемон, найти съедобные растения, развести костер, найти хорошее место для ночлега, находить дорогу и не теряться в дикой местности, находить следы и идти по следу в траве или в лесу.
Фармацевтика. Фармацевты хорошо разбираются в веществах и лекарствах, знают их действие, взаимодействие друг с другом и побочные эффекты, могут определять яды и подбирать противоядие.
Физика. Персонаж, хорошо разбирающийся в физике, знает физические законы и хорошо понимает, когда эти законы начинают нарушаться. Он может успешно работать со сложным физическим оборудованием, тестировать физические гипотезы, понимать принципы работы незнакомых и чужеродных технологий, прикидывать траекторию полета предметов и пуль, замечать аномалии.
Мифология и теология. Знаток теологии владеет информацией о различных религиозных практиках, может опознавать цитаты из священных текстов, знает имена и атрибуты разных святых и богов, может отличить еретические обряды и тексты от канонических, провести или сымитировать религиозный ритуал.
Знание уличной жизни. Персонаж, знакомый с жизнью беднейших слоев и криминалитета, владеет жаргоном бандитов, знает их привычки и типичные схемы, может определять опасные места и опасных людей, знает, как выйти на контакт с представителями черного рынка и как узнать свежие слухи из этой среды.
Техника и электроника. Технически подкованный персонаж может определить, для чего предназначена та или иная техника и как с ней работать, опознать результаты ее работы, попробовать починить сломанный гаджет или, наоборот, эффективно вывести его из строя.
Морское дело. Персонаж, много времени проведший в море, знает, что такое форштевень и гика-топенант, разбирается в моряцком жаргоне, хорошо чувствует состояние морсокй воды и погоду, представляет процесс транспортировки грузов, регистрации корабля, знает порты разных регионов.
«Звездная жизнь». Такой персонаж знает всех известных личностей региона. Он в курсе, кто на ком женился и кто с кем развелся, кто из тренеров занимал призовые места в Лиге на протяжении нескольких последних лет и кто - важная шишка в городе.
Программирование. Знаток программирования умело работает с компьютерами. Он может быстро найти нужный файл на чужом компьютере или документ на плохом сайте, подсадить программу-шпиона, написать небольшой скрипт для своих нужд, разобраться с неполадками в работе компьютеров, отследить сторонние изменения в файлах и проследить их источник, а при большой удаче - даже взломать чужой девайс.
Состояния игроков
По ходу игры игроки могут (и будут) получать разные статусы. Какие-то из них будут хорошими, какие-то - не очень. Состояния можно условно разделить на две группы - общие и ситуационные.
Травма
Если здоровье игрока падает до нуля, то он теряет сознание. Дальнейшие события зависят от того, где именно он находится. Если игрок находится в Лавендере, то он автоматически переходит в локацию "Госпиталь", где восстанавливает здоровье целиком и получает Травму - постоянный дебафф до конца игры, избавиться от которого крайне сложно. Игрок пропускает весь остаток этого хода. Кроме того, кидается кубик 1d20 на каждый предмет из категорий экипировка, гаджеты и артефакты. При 1-5 предмет потерян.
Если игрок теряет сознание в Ином Мире, то он дополнительно становится потерянным во времени и пространстве.
Безумие
Аналогично Травме, но происходит, когда рассудок игрока падает до нуля. Игрок теряет сознание, автоматически переходит в локацию "Лечебница святого Антона", где восстанавливает рассудок целиком и получает Безумие - постоянный дебафф до конца игры. Точно так же кидаются кубики на потерю предметов.
Если игрок теряет сознание в Ином Мире, то он дополнительно становится потерянным во времени и пространстве.
Игрок задержан
В ходе энкаунетров игрокам может потребоваться слишком много времени, чтобы изучить древний том. Или, допустим, их случайно заперли в подвале. Или они оказались на месте преступления, и теперь им нужно дождаться своей очереди, чтобы дать показания полиции. Или они потерялись в лесу и не могут найти дорогу обратно. Задержанные игроки остаются в своей локации и на следующий ход. У них нет единиц движения, соответственно, они не могут их тратить.
Игрок потерян во времени и пространстве
Потеряться во времени и пространстве можно двумя способами: либо потерять весь рассудок или все здоровье, будучи в Ином Мире, либо если очень не повезет во время энкаунтера в Ином Мире. Потерянный игрок пропускает весь остаток этого хода, весь следующий ход, после чего в фазе передышки появляется в случайной локации города (кидается кубик).
Арест
Игрока могут арестовать, если его поймают на нарушении закона. Либо если кто-то подумает, что игрок нарушает закон. Арестованного игрока доставляют в локацию "Полицейский Участок", где его могут допросить и оштрафовать. Допрос отнимает много времени - игрок пропускает весь остаток своего хода и весь следующего хода.
Благословение
Быть благословенным очень хорошо: везучий игрок кидает два кубика при проверке навыков и выбирает лучший результат. Что сильно облегчает жизнь.
Однако удача не длится вечно: каждый ход в фазе передышки кидается кубик 1d20, если выпало 1-4, то благословение потеряно.
Кроме того, благословение и проклятие снимают друг друга.
Проклятие
Благословение наоборот. При проверке навыков игрок кидает два кубика и выбирает худший результат.
Правила потери проклятия аналогичны: каждый ход в фазе передышки кидается кубик 1d20, если выпало 1-4, то проклятие потеряно.
Кроме того, благословение и проклятие снимают друг друга.
Усталость
Потеря здоровья не проходит бесследно. Каждый раз, когда здоровье игрока падает ниже 75%, 50% и 25%, он должен пройти проверку телосложения (превозмогание). Если проверка провалена, то игрок получает статус "усталость" - он получает штраф -2 ко всем проверкам на силу, ловкость и выносливость. После лечения, когда здоровье снова становится больше этих отметок, соответствующий штраф отменяется.
Утомление
Аналогично усталости, только для рассудка. Каждый раз, когда рассудок игрока падает ниже 75%, 50% и 25%, он должен пройти проверку воли (железная воля). Если проверка провалена, то игрок получает статус "утомление" - он получает штраф -2 ко всем проверкам на наблюдательность, волю и харизму. После лечения, когда рассудок снова становится больше этих отметок, соответствующий штраф отменяется.
Ситуационные эффекты разнообразны - слепота, оглушение, обездвиживание, паралич, отравление, очарование, сбивание с ног и т.д. Как правило, они будут возникать в бою и длиться несколько раундов. Поскольку их слишком много, проще будет объяснять их эффекты прямо во время боя или возникшей ситуации.